Как не ошибиться с выбором дома и подрядчика

Тема бесконечная. Есть море статей — и независимых, и написанных самими подрядчиками и, соответственно, «заточенных» под себя.

Залог успеха — в правильном настрое и готовности затратить усилия, чтобы вникнуть в детали. Если вы задаете конкретные вопросы и анализируете ответы, окружающим будет сложнее «пустить пыль в глаза».

Какие вопросы стоит задать, чтобы оценить реальность предложения?

(1) Запросите оцифрованные характеристики дома:

  • сопротивление теплопередаче стен, полов, крыши, окон, дверей
  • паропроницаемость стен и кровли: общую и каждого входящего в «пирог» компонента
  • звукоизоляция (в децибелах, а не «тихо-громко»)
  • устойчивость: к огню (REI или российский аналог класса огнестойкости), к ветровым нагрузкам, к снеговым нагрузкам, к сейсмической активности (если для вашего региона это актуально)
  • долговечность (включая снижение потребительских свойств с годами: не станет ли дом холоднее вследствие усадки и намокания утеплителя, что случится, если одна из фундаментных свай провалится и прочее). Зачастую откровенные ответы подрядчика (в стиле «да, проблемы есть, но это характерно и для других технологий») больше располагают к продолжению сотрудничества, чем приукрашивание
  • эксплуатационные характеристики: сколько топлива надо для обогрева, как часто надо косметический ремонт делать, как оставить зимой в случае длительной командировки (меры от промерзания и вандализма)

(2) Получив цифры, постарайтесь добиться их подтверждения: как минимум — разъяснения источника данных, как максимум — документального подтверждения. Не стесняйтесь расспрашивать, не бойтесь показаться занудой. Слишком дорого обойдется ошибка в выборе дома и проекта.

 

Что должно насторожить в ответах подрядчика при первичном контакте?

  • обилие «фантиков» и витиеватые абстрактных формулировок вместо четких ответов
  • отговорки сложностью технологии или конфиденциальностью информации
  • перевод разговора на конкурентные технологии, критика дешевых предложений. Ведь и дорого — не обязательно хорошо. А IKEA — наглядный пример, как недорого бывает суперкачественно
  • всё слишком идеально, без малейшего изъяна: вам просто рассказывают рафинированную сказку для доверчивых

Если строитель проявляет признаки раздражения — это тревожный сигнал, стоит задуматься о целесообразности продолжения общения с ним.

Хорошо, если у строителя на сайте есть раздел FAQ про его дома и раздел с отзывами (которые также надо оценивать критически, но оттуда можно получить полезную информацию о составе бригад и возможных подводных камнях).

 

Проверяйте!

Всегда настаивайте на том, что хотите посмотреть дом «живьем». Чтобы от такого осмотра было максимум пользы:

  • лучше смотреть дом, который подольше постоял (и наверняка выявились все проблемы)
  • лучше «допросить» реальных жильцов в отсутствие строителя: жильцы будут более откровенны

 

Опасайтесь типичных ловушек

Лучше исходить из того, что подрядчик способен лукавить, и его реальное предложение по цене, качеству, комплектности — не совсем соответствует рекламному обещанию.

  • ДЕШЕВО: из предложения убирается все, что можно убрать в расчете на некритичность мышления заказчика. Дом в минимальной комплектации без постоянной кровли, утепления, без фундамента, отделки предлагается «задёшево» как полуфабрикат, не приспособленный для эксплуатации. Все вышеуказанное можно установить за дополнительную плату.
  • ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА с расчетом на то, что никто не станет проверять и требовать подтверждений: дом теплее на 40% любого другого, выдержит штормовой ветер, снежную лавину, землетрясение 7 баллов по Рихтеру и пр. и при этом — нулевая доказательная база (ничего кроме «мы вас уверяем», «это конфиденциально» и ссылки на абстрактные или мифические сертификаты).

Не факт, что пойманные на лукавстве строители строят совсем уж плохие дома. Речь о другом: люди не гнушаются приукрашиванием, а подчас — откровенным враньем; какие из этого делать выводы и доверять ли им после такого — сами решайте.

 

Резюме: кому верить с большей вероятностью

  • говорит просто о сложном аргументирует, иллюстрирует: фото, видео говорит на цифрах показывает узлы фотопрогресс, регулярные отчеты инициативность и гибкость в согласовании. Не считает себя «всезнающим гуру», а прислушивается, демонстрирует готовность гибко подстроиться под Клиента, если это не относится к принципиальным технологическим и конструкционным особенностям дома не боится проверки третьими лицами (независимыми экспертами, например, ЛесстройНадзором)

 

Выводы

Среди недобросовестных подрядчиков есть отличные актёры, так что перечисленные в статье рекомендации не дают 100% гарантии, но наверняка отсекут большую часть сомнительных предложений.

  • Будьте «мягкими по форме, но жесткими по содержанию»
  • Требуйте конкретные ответы
  • Включайте интуицию
  • Чувствуете, что общение вызывает отторжение: не связывайтесь. То, что вас сейчас напрягает — скорее всего и станет причиной конфликта, разборок, расставания
  • При возможности добейтесь подписания договора с фиксированными сроком, ценой, гарантиями, отсутствием большого аванса (лучше платить траншами авансы будущих этапов по итогам выполнения предыдущих). Но будьте готовы к «зеркальности» требований: вы сами готовы четко и вовремя платить и отвечать на вопросы строителя?
<< Вернуться